Информационная война против УО

 

Электронный журнал
 
                                                                                                              № 4 апрель 2016
 
РЫНОК
 
Презумпция вины, концепция вражды
Д.Ю. Нифонтов,
руководитель проекта ЖКХ ЦДО "Акато"
 
Против исполнителей коммунальных услуг ведется настоящая информационная война.
Чтобы выжить, УО, ТСЖ, ЖСК должны активно включаться в информационную работу и стремиться переломить ситуацию, привлекая потребителей в союзники.
 
Проявления информационной войны
Отношение к УО, ТСЖ, ЖСК со стороны потребителей коммунальных услуг, ресурсоснабжающих организаций (РСО), органов власти, надзорных инстанций и судов зачастую предвзятое. УО, ТСЖ, ЖСК воспринимаются как лица, по умолчанию недобросовестные, стремящиеся исключительно к ущемлению прав потребителей и наживе.
Фактически в отношении УО, ТСЖ, ЖСК применяется комплекс мер информационно-психологического воздействия. Речь идет о репутации, т. е. о комплексе оценочных представлений, сформированном на основании сведений. Проведем оценку информационных потоков в ЖКХ.
Можно выделить ряд информационных систем как обособленных – таких как системы органов власти, надзорных и судебных органов, РСО, так и некую общую информационную систему, объединяющую всех участников жилищных отношений. Поскольку депутаты, министры, судьи, жилищные инспекторы – такие же потребители жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), как и все остальные граждане России, то эту общую информационную систему можно назвать системой потребителей.
Обособленные группы потребителей (например, представители различных ведомств и инстанций), имеющие доступ к закрытым специализированным информационным системам, в любом случае существуют в общем информационном поле потребителей ЖКУ. Именно они объединяют общую и специализированные информационные системы.
Обычно информационную войну принято рассматривать как политический процесс, в который вовлекаются государства, а не отдельные лица или организации внутри одной страны. Эксперты выделяют несколько признаков межгосударственных информационных войн.
В качестве признаков информационной войны выделяют следующие.
1. Наращивание присутствия государства-агрессора в информационном поле атакуемого государства (создание своих СМИ) и наращивание влияния агрессора – технологического, финансового, идеологического, информационного – на национальные СМИ атакуемого государства с целью установления частичного или полного контроля над информационными ресурсами.
2. Создание благоприятных условий для возникновения внутри атакуемого государства новых квазисамостоятельных субъектов геополитической активности, интересы которых противоположны интересам атакуемого государства.
3. Укрупнение геополитических субъектов, создание новых союзов и коалиций на основе совместной конкурентной борьбы за преимущественное влияние на определенные части информационно-психологического пространства.
4. Введение комплекса мер информационной блокады – информационная изоляция, отсечение атакуемого государства от международных информационных ресурсов.
5. Создание негативного психологического фона в отношении деятельности конкретных лиц или органов атакуемого государства.
6. Целенаправленные действия по формированию атмосферы психологической напряженности.
Проецируя перечисленные признаки на сферу ЖКХ, можно легко увидеть аналогии, причем в качестве атакуемых субъектов выступают исполнители коммунальных услуг (ИКУ).
Рассмотрим каждый из этих признаков применительно к ИКУ.
Контроль СМИ
Большинство информационных ресурсов России (телевидение, печатные и электронные СМИ) выставляют ИКУ в негативном свете.
Практически ежедневно мы слышим из телепередач о «нерадивых коммунальщиках», которыми у нас традиционно именуются исключительно ИКУ.
РСО, поставляющие коммунальные ресурсы, у нас, как ни странно, «коммунальщиками» не называются.
Печатные и электронные СМИ публикуют «громкие» статьи, разоблачающие работников УО, ТСЖ, ЖСК, уличающие их в обманах, хищениях, мошенничестве.
Трудно вспомнить какие-либо позитивные телепередачи и статьи о работниках УО, ТСЖ, ЖСК, найти публикации и передачи с восторженными отзывами о героических усилиях работников УО, ТСЖ, ЖСК, качественно и эффективно управляющих домами.
Агрессивная позиция по отношению к ИКУ вполне соответствует первому признаку информационной войны – установление полного контроля над информационными ресурсами.
 
Создание благоприятных условий для квазисамостоятельных субъектов
В жилищной сфере создаются многочисленные организации общественного, муниципального, государственного жилищного контроля, появляются различные активисты, председатели советов МКД.
Цель своей деятельности они видят именно в борьбе с ИКУ. Объектами жилищного контроля становятся УО, ТСЖ, ЖСК.
Почему-то не создаются организации по контролю соблюдения законности в сфере тарифообразования.
Теперь исполнительный и контролирующий орган совмещен в одном лице.
Редко встречаются рассуждения экспертов об установлении завышенных тарифов органами государственной власти.
А ведь именно регулируемая государством стоимость коммунальных услуг составляет большую часть квартплаты.
Редко публикуются разоблачения мошенничеств различных тепло- и водоснабжающих организаций, не соблюдающих температурные графики, не обеспечивающих надлежащий ремонт тепловодоканализационных сетей на территориях муниципальных образований.
Не афишируется, что обслуживание этих сетей входит в тариф на коммунальные услуги и является прямой обязанностью РСО, но никак не УО, ТСЖ, ЖСК.
Зона ответственности непосредственно УО, ТСЖ, ЖСК – надлежащее содержание общего имущества. Повсеместно признано, что качество технических и инженерных систем большинства МКД низкое.
Именно сами жильцы бьют в подъездах стекла и ломают двери, портят стены и ступени, повреждают перила, замки на дверях в подвалы и на чердаки, бросают мусор в подъездах и во дворах. Однако для борьбы или воспитания таких вандалов не создаются общественные объединения и не организуются активисты.
Активисты и контролеры ведут борьбу с УО, ТСЖ, ЖСК. И именно для борьбы с ИКУ создаются горячие линии, проводятся бесплатные вебинары и т. п.
Такие борцы – это квазисамостоятельные субъекты, появлением которых характеризуется информационная война. Почему «квазисамостоятельные», разъясним чуть позже.
 
Создание союзов и коалиций
Помимо отдельных организаций жилищного контроля, создаются объединения, в т. ч. межрегио-нальные. Объединяются отдельные активисты и группы общественных организаций. Некоторые из них действуют на территориях не только отдельных поселений, но и целых регионов, и даже в масштабах всей страны.
Многие общественные организации жилищной сферы поддерживаются органами государственной власти – региональными и даже федеральными.
Эти организации практически не занимаются законотворческой, нормотворческой деятельностью, не взаимодействуют с правоохранительными и надзорными органами, не проводят экспертиз, они работают в информационном поле.
Укрупнение субъектов, создание союзов и коалиций, которые объединяются для совместной конкурентной борьбы за право преимущественного влияния на определенные части информационно-психологи-ческого пространства, – один из признаков информационной войны.
Информационная изоляция
Очевидно, что информация о различных нарушениях ИКУ востребована.
При этом самим УО, ТСЖ, ЖСК очень проблематично присутствовать в информационном пространстве телевидения, печатных или электронных СМИ.
Информация от УО, ТСЖ, ЖСК скучна и воспринимается как априори недостоверная. Не воодушев-ляют отчеты и рапорты, что все хорошо.
Для потребителей очевидно, что все должно быть хорошо, но на самом деле все плохо. Любые усилия ИКУ воспринимаются как должное.
Рассказы о недобросовестных потребителях, о жалобщиках вызывают в обществе желание поддержать потребителя: «Молодец! Правильно жалуется!» или «А за что вам вообще платить?».
Если ИКУ говорят о нарушениях закона органами прокуратуры, ГЖИ и судами, информация оценивается совсем не в пользу ИКУ.
Создается информационная блокада. УО, ТСЖ, ЖСК фактически исключаются из информационного пространства, их присутствие в качестве источника информации сводится к минимуму. А как раз блокада атакуемого субъекта – один из признаков информационной войны.
Как следует из приведенных рассуждений, по четырем из шести признаков уже видно, что информационная война действительно идет.
 
Наличие оставшихся двух признаков: «Создание негативного фона в отношении конкретных лиц» и «Формирование атмосферы психологической напряженности» представляется очевидным. И негативный фон в отношении деятельности УО, ТСЖ, ЖСК, и атмосфера психологической напряженности в сфере ЖКХ однозначно присутствуют.
Таким образом, все шесть признаков информационной войны в сфере ЖКХ присутствуют.
Атакуемые субъекты определяются достаточно точно – это УО, ТСЖ, ЖСК.
 
Квазисамостоятельные субъекты
При буквальной расшифровке приставки «квази» (как бы) название «как бы самостоятельные субъекты» говорит само за себя.
Информационная система, в которой ведется информационная война, – самообучающаяся. Такая система изменяется при внешнем информационном воздействии. Она не просто обрабатывает поступившие данные по определенному алгоритму, но и меняет сам алгоритм в зависимости от поступивших данных.
Пример
Человек – классическая самообучающаяся система. Если ребенку сказать, что чайник трогать нельзя, потому что он горячий, то ребенок его может все равно потрогать, поскольку в нем заложен алгоритм проверки поступивших сведений.
Обжегшись, т. е. получив информацию, что значит «горячий», ребенок меняет алгоритм обработки данных. В следующий раз, услышав, что чайник или утюг горячий, он уже не спешит их трогать.
То есть система тут же скорректировала алгоритм обработки первоначальной информации, и повторно те же сведения обработались совсем по другой схеме. При этом был получен иной результат.
В информационной самообучающейся системе алгоритмы могут меняться как в зависимости от поданных на вход данных, так и вследствие внутреннего взаимодействия ее элементов, в т. ч. вследствие изменения количества таких элементов.
В системе, где ведется информационная война против ИКУ, не требуется воздействие в виде последовательного и полного информирования. Исходные данные могут подаваться обрывочно через разные входы информационной системы. Сама система выстраивает алгоритм обработки этих сведений, дополняет их, корректирует. При этом доверие к информации, обработанной самой системой, всегда возрастает.
Пример
Обрывочные данные о возможных нарушениях УО, ТСЖ, ЖСК формируют стойкую убежденность в недобросовестности этих организаций.
Заявления о необходимости борьбы с этими расхитителями и об официальной поддержке этой борьбы порождают активистов.
Последние уверены, что они сами решили начать борьбу, до которой некоторое время назад им и дела не было.
Навязчивые, но неполные сведения о порядке обжалования действий УО, ТСЖ, ЖСК, о порядке рассмотрения обращений органами власти, судебными и надзорными инстанциями порождают у активистов же- лание изучить эти механизмы.
Через некоторое время они уже считают себя экспертами, самостоятельно разобравшимися в хитросплетениях.
При этом формируется система мировоззрения, мнения, выводы, сделанные на основе сведений, часть которых проверить невозможно, часть – затруднительно. Проверка требует сил, средств, времени.
«Правильные» информационно-психологические атаки формируют замотивированного на выгодные агрессору действия активиста. Его набор знаний и умений минимален и заточен на выполнение задачи.
Таких субъектов в их борьбе с УО, ТСЖ, ЖСК правильнее называть квазисамостоятельными.
Этот термин относится не только к отдельным гражданам, но и к общественным организациям и объединениям.
Обычно у таких организаций нет четко сформулированных целей.
Называть в качестве цели «защиту прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», но при этом не оказывать юридическую помощь, представляется совершенно неверным.
Заявленная цель не реализуется без соответствующих ей механизмов.
Называть в качестве цели деятельности «общественный жилищный контроль» тоже кажется не совсем верным, поскольку непонятно, кто кого контролирует, с какой целью, какие имеет полномочия.
В ЖКХ существуют договорные отношения.
Собственники помещений для управления своей собственностью создают ТСЖ или нанимают УО, поручают этим организациям управление своим домом и взаимодействуют в рамках договора управления либо устава ТСЖ.
При неисполнении обязательств стороны имеют право вести переговоры или обратиться в надзорные и судебные инстанции.
С какой стороны, от чьего имени и в качестве кого здесь выступает общественный жилищный контроль, непонятно.
Помимо квазисамостоятельных субъектов в информационной войне участвуют вполне самостоятельные субъекты.
Их цели четко сформулированы, методы и алгоритмы действий разработаны, источники финансовых, технических, административных, трудовых и иных ресурсов определены.
Квазисамостоятельность в действиях ряда субъектов вовсе не означает их некомпетентность, низкий интеллектуальный уровень или непорядочность.
Часто информационные атаки направлены именно на компетентных, грамотных субъектов. Ведь они, получив информационное воздействие по замыслу инициаторов информационной в